Посредническая деятельность по усыновлению детей в РФ

В соответствии со статьей 126.1 Семейного кодекса РФ посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласие на усыновление и удочерение

Одним из условий усыновления ребенка или удочерения ребенка законодательство РФ относит получение согласия определенного круга лиц, а именно, родителями ребенка или лиц, его заменяющего; самого ребенка, достигшего установленного возраст; супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

Согласие родителей на усыновление ребенка

В соответствии со статьей 129 Семейного кодекса РФ для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) согласие органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

Усыновление ребенка без согласия родителей

В соответствии со статьей 130 Семейного кодекса РФ не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
• неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
• признаны судом недееспособными;
• лишены судом родительских прав;
• по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей

В соответствии со статьей 131 Семейного кодекса РФ для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и аналогичных организациях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных организаций.

Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия опекунов (попечителей).

Согласие усыновляемого ребенка на усыновление

В соответствии со статьей 132 Семейного кодекса РФ для усыновления ребенка и удочерения ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка.

Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка

В соответствии со статьей 133 Семейного кодекса РФ при усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.

Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
Тайна усыновления ребенка

В соответствии со статьей 139 Семейного кодекса РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом. Норма об охране тайны усыновления основана на Конституции РФ о праве граждан на личную и семейную жизнь. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Указанные лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Из содержания указанной статьи следует, что тайна усыновления должна соблюдаться лишь по желанию усыновителей при усыновлении малолетних детей, например усыновление ребенка из дома малютки или новорожденных детей. В случаях усыновления детей более старшего возраста обеспечение тайны усыновления само по себе не имеет смысла.

Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка.

В соответствии со статьей 134 Семейного кодекса РФ за усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия. По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.
При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя). Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, имеются исключения. Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.
Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка

Это важно знать:  Платит ли алименты на ребенка инвалид 1 группы

В соответствии со статьей 135 Семейного кодекса РФ для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения.

Изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте до года. По причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше.

Об изменениях даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.

усыновите.ру

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

21-22 ноября 2020 года Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (Центр ГРАНИ) при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проводит методический семинар для методистов школ приёмных родителей по вопросам финансовой грамотности приёмных родителей.

Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает «Парламентская газета».

Статья 126.1 СК РФ. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Это важно знать:  Освобождение опекуна от исполнения обязанностей

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 126.1 СК РФ

1. В качестве посреднической деятельности по усыновлению детей определяется любая деятельность всех лиц, кроме указанных в п. 2 комментируемой статьи, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей. Усыновление детей осуществляется строго определенными в законе органами.

Посредническая деятельность по усыновлению детей трактуется как любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка (п. 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации).

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 121 СК РФ, ст. 34 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Деятельность других органов и учреждений, включая воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др., общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, следует квалифицировать как противоправную.

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и передаче детей на усыновление законом запрещена, тем не менее должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и др.) обязаны сообщать в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей о факте утраты детьми родительского попечения. Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

2. Деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности, не является посреднической.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ .

См.: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (в ред. от 8 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801; 2007. N 32. Ст. 4154; 2008. N 50. Ст. 5958.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки РФ разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Иностранная государственная организация для получения разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением следующих документов: а) копии учредительных документов и документы, содержащие сведения об организационной структуре и сотрудниках иностранной государственной организации; б) копии лицензии (или другого документа), выданной компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающей полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению детей; в) решение руководящего органа о создании своего представительства; г) положение о представительстве иностранной государственной организации; д) перечень услуг, предоставляемых иностранной государственной организацией кандидатам в усыновители, с указанием их стоимости; е) документ, подтверждающий обязательство иностранной государственной организации по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению соответствующих отчетов и информации в установленном порядке, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленных детей; ж) доверенность, выданную уполномоченному лицу иностранной государственной организации, на подачу документов о получении разрешения на открытие представительства и на получение указанного разрешения.

Это важно знать:  Когда и как оформляется материнский капитал на второго ребенка

Представительство иностранной некоммерческой организации для получения разрешения на осуществление деятельности представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, предусмотренных подпунктами «а» — «е», а также следующие документы: а) рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию, иной документ или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной некоммерческой организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению; б) сведения о руководителях представительства иностранной некоммерческой организации; в) доверенность, выданную руководителю представительства иностранной некоммерческой организации на подачу документов о получении разрешения на осуществление деятельности и на получение указанного разрешения, а также на оказание содействия кандидатам в усыновители в усыновлении и организацию деятельности указанного представительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; г) выписку из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, подтверждающую внесение представительства иностранной некоммерческой организации в указанный реестр, выданную Министерством юстиции РФ.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык. Перевод либо подпись переводчика удостоверяется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации, а при необходимости и другие документы.

Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешение на осуществление деятельности, либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения, либо о прекращении его действия принимается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления необходимых документов, при наличии заключений Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития о возможности осуществления представительством соответствующей иностранной организации деятельности по усыновлению. Закрытый перечень основания для отказа в выдаче разрешения, приостановления действия разрешения предусмотрены п. п. 8 и 9 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 разъяснено, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд. Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.д.

В п. 3 Постановления также обращается внимание судов при решении вопроса о допустимости участия в деле переводчика на необходимость выяснения места его работы, жительства, обстоятельств знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. Установление данных обстоятельств необходимо для того, чтобы не допустить фактов незаконной посреднической деятельности лиц в процедуре усыновления детей. В случае установления указанных фактов, а также при наличии достаточных оснований для отвода суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика (ст. ст. 16, 18, 19 ГПК РФ).

4. В комментируемой норме закреплено положение об ответственности за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей. Как ни странно, действующее законодательство юридической ответственности за осуществление посреднической деятельности не устанавливает. Административная и уголовная ответственность установлена за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37 КоАП РФ) и за незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ). В ст. 5.37 КоАП РФ состав административного правонарушения за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью сформулирован следующим образом: незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.

»

Следующая
Развод и детиОформление опеки над несовершеннолетним ребенком

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector